Православный храм святой блаженной Ксении Петербуржской в Кемерово

Главная arrow Библиотека arrow Статьи arrow Великий пост
Великий пост Печать E-mail

Великий пост (или святая Четыредесятница) является Богом определенной десятиной каждого года, которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу — на спасение своей души, путем молитвы, покаяния и причащения Святых Христовых Таин. Этот пост самый важнейший и самый древний из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне.

Перед Великим постом имеются три подготовительные недели:

Первая приготовительная неделя называетя «Неделя Мытаря и Фарисея». В это воскресенье на Литургии читается притча о мытаре и фарисее, с целью показать, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие.

Вторая — «Неделя о Блудном Сыне». В этой притче, читамой на Литургии, святая церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.

Третья приготовительная неделя к Великому посту называется «Сыропустной», или «Сырной», а в народе называют «Масляной», потому что в эту неделя дозволяется вкушать сыр, молоко, масло и яйца. За Литургией читается Евангелие о Страшном Суде и о последнем мздовоздании, чем святая церковь желает побудить грешников к покаянию.

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется «Сыропустным», потому что им заканчивается ядение сыра, масла и яиц. На литургии читается Евангелие о прощении грехов от Отца Небесного. В это воскресенье христиане просят друг у друга прощение грехов, обид и мирятся с враждующими. Поэтому это воскресенье принято называть «Прощеным Воскресеньем», после которого и наступает Великий Пост.

В Великом Посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающего грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.

Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и Богослужение — особенной продолжительностью. В первые четыре дня на Великом повечерии читается канон святого Андрея Критского.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. В конце Литургии совершается молебное пение Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память Григория Паламы, который раскрыл учение о силе поста и молитвы.

Третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В пятое воскресенье поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестое воскресенье Великого поста — это великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделею Ваий или Цветоносною.

Завершающая неделя Великого поста — Страстная Седмица. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими.

 
« Пред.   След. »




 
при использовании материалов с нашего сайта
ссылка на храм святой блаженной Ксении Петербуржской обязательна


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православный сайт, новости, форум, сборник цитат, вопросы священнику