Православный храм святой блаженной Ксении Петербуржской в Кемерово

Главная arrow Библиотека arrow Статьи arrow Какой должна быть православная семья?
Какой должна быть православная семья? Печать E-mail

Как возникла первая семья?

«Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред свещенником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18)… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2, 22).

«Закон брака» заключается в следующих словах: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24).

«Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого». Муж и жена «приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия» (Быт. 1, 28). «Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар». Для супругов «благословением и счастием признается видеть своих детей»

Обязанности супругов.

От супругов требуется, чтобы они хранили «брак честен и непорочен», жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2, 11-12).

Что значит целомудренно? Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, яже воюют на душу (1 Пет. 2, 11). Следовательно, супруги «должны убегать плотской нечистой любви». Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесно чистоте: что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (мф. 5, 28). Равным образом и словами заповеди — не пожелай жены искреннего твоего — «запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние», не упоминая уже о той «мерзости, о которой апостол Павел советует и не говорить христианам (Еф. 5, 3),— прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним». «Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность».

Супружество имеет важное значение по отношению к Провидению Божию и к семейству. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар! И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление сего великого дара и что злоупотребителей не постигнет правосудие Божие?

Действие сего правосудия не всегда явно, не всегда скоро, но для внимательно наблюдающих пути Божии несомненно.

Давид имел сильную веру в истинного Бога, ревностно действовал для распространения ее в народе; но и при таких, можно сказать, заслугах пред Богом, когда позволил себе нарушение закона супружества, даже и после покаяния подвержен был тяжким бедствиям не только семейным, но и государственным.

Священное Писание о должностях мужа и жены говорит: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25)… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 22-23).

Идеал христианской жены.

На тесную и наразрывную любовь супругов, повиновение жены мужу указывает образ создания первой жены и ее назначение. «Жена созидается из ребра человека для того: а) дабы жена всегда была близка к сердцу мужа, б) дабы она естественно расположена была к послушанию и покорности ему, будучи его как бы частью, в) дабы облегчить взаимное сообщение мыслей, чувствований, совершенств и соделать род человеческий единым телом», «и чтобы потому человеки естественно склонны были любить и беречь друг друга».

«Жена в Совете Божьем называется помощником мужа (Быт. 2, 18), сим показывается ее назначение вспомощствовать ему: а) в рождении и воспитании детей, б) во всех нуждах, относящихся ко временной жизни». Жена называется «помощником, подобнм ему, то есть мужу, в ознаменование: а) одинакового с ним естества, в противоположности с другими родами животных, б) ближайшего ему служения (1 Кор. 11, 9), в) всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития».

Древний опытныйцарственный мудрец изображает доблестную жену следующими чертами, доступными общему подражанию. «Она чувствует, что занятие ее хорошо» (Прит. 31, 18). «То есть не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса, нежели другие в увеселениях и забавах». «Светильник ее не гаснет и ночью». Не предается она мрачному и долгому сну и не освещает ночи тысячею светильников, которые не светят никакому полезному делу. У нее не угасает светильник, который светит ее ночной работе или ее ночноймолитве; наипаче же в душе ее не угасает светильник веры в ожидании грядущего в полунощи Небесного Жениха. «Двойные верхние одежды сделала она мужу своему, а ее одеяние из виссона и порфиры». Не хочет она быть данницею иноплеменникам за мечтательное изящество и прихотливые новости в одежде: для нее та одежда лучше, в которой менее чужого труда. «Уста свои она открывает со вниманием, когда нужно, и скромно говорит языком своим». Не полагает она достоинства в дерзости суждения, ни удовольствия в многоречии; не оскверняет языка ее насмешка и злоречие, и не расстраивает ее духа и вида необузданный смех; здравый ум и доброе сердце отверзают уста ее для слова чистого и непорочного, и вскоре скромность запечатлевает их".

Святитель Филарет Московский.

женский православный календарь на 2009 год.

 
« Пред.   След. »




 
при использовании материалов с нашего сайта
ссылка на храм святой блаженной Ксении Петербуржской обязательна


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православный сайт, новости, форум, сборник цитат, вопросы священнику