Православный храм святой блаженной Ксении Петербуржской в Кемерово

Главная arrow Детский раздел arrow Рукоделие arrow Дымковская игрушка
Дымковская игрушка Печать E-mail

Дымковская игрушка Разные промыслы, разные стили объединяет русская народная игрушка. В этом многообразии раскрываются богатейшие возможности народного художественно-образного мироощущения, проявляются глубинные традиционные основы народного искусства, его национальная самобытность. Оно включает в себя не только традиционное крестьянское деревенское искусство, но и творчество посадских кустарей и городских ремесленников. Произведения, созданные в различных условиях, отличаются и по своим функциям, по художественно-образному строю и по содержанию. Так, дымковская игрушка совершенно иная, не такая, как филимоновская или каргопольская. И дело не только в своеобразии формы, пластики, цветового и орнаментального строя. Отличия носят более глубокий и принципиальный характер. Они выражены в самих вещах. Глядя на дымковские игрушки, чувствуешь в них особый стиль работы.

Сам процесс создания игрушек здесь сложный, упорядоченный, отработанный до совершенства.

Красную жирную глину для лепки слободские мастерицы собирали весной после половодья на реке Вятке. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий чистый сухой песок, с которым тщательно перемешивали глину. Лепка каждой игрушки — это последовательный ряд общепринятых заученных приемов работы. Сначала комок глины скатывали в шарик, потом превращали в блин и ловкими движениями свертывали в нужную форму, которую собирали дальше по частям, облепливали, усложняли. Лишнее обрезали острой лучиной, своего рода стекой, а следы лепки, «примазки», сглаживали мокрой тряпкой, и тогда «игрушка будто отлита, ровная, гладкая, четкая». Еще далеко до полной ее готовности, 4 — 5 дней пойдет сушка, 3 — 4 часа обжиг в русской печи, медленное остуживание, затем «обеливание» игрушки комовым молотым, хорошо просеянным мелом, разведенным на молоке. И снова сушка игрушек, только теперь обязательно на сквозняке, чтобы молоко, скисая, образовало на поверхности игрушки пленку из казеинового клея — лучшего закрепителя мела. И вот теперь «обеленные» игрушки готовы к росписи. Раскраска их тоже не простая, не в два-три цвета и не обычными красками. До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасом или уксусом, т. е. писали темперой.

И сама роспись также многослойна, неоднотипна, имеет несколько разных орнаментально-композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки ритмуются в самых разнообразных сочетаниях. На матовой белизне фона чисто, открыто звучат пятна фуксина, сурика, ультрамарина, полоски зеленого и желтого крона. В цветовое многоголосье вплетаются еще голубой, розовый, коричневый, составленные из двух красок: ультрамарина и фуксина с мелом или сурика с сажей. А поверх росписи драгоценно сияют листки-ромбики сусального золота, и игрушка становится еще более цветистой, нарядной, праздничной. Уже сам процесс создания дымковской игрушки говорит об ее особенностях. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встретимся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские же мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму и роспись, используют многоцветие, требующее развитого вкуса, точного глаза. Такой высокий профессионализм характерен для промыслов, где игрушка была основным занятием, была предметом массового ремесленного труда. Не случайно игрушки из слободы Дымково под Вяткой и из слободы Большие Гончары под Тулой так живо напоминают фарфоровые статуэтки, которые они действительно вполне могли заменять.

 
« Пред.   След. »




 
при использовании материалов с нашего сайта
ссылка на храм святой блаженной Ксении Петербуржской обязательна


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православный сайт, новости, форум, сборник цитат, вопросы священнику